Основной фактор

Путешествия бизнес авиацией

Конкуренция в отрасли воздушных перевозок растет во всем мире; не является исключением и Россия. На первый взгляд, острее всего соперничают между собой авиаперевозчики, которые непосредственно борются за пассажиров. Однако аэропорты на этом поле битвы — вовсе не статический ландшафт, а ключевые факторы успеха. "Необходимо понимать, что конкурируют не только авиакомпании, — в большей степени сегодня конкурируют аэропорты с аэропортами", — считает сопредседатель совета директоров украинской авиакомпании "АэроСвит" Григорий Гуртовой (см. АТО № 55, стр. 12).
Действительно, с точки зрения географии полетов Франкфурт мало чем отличается от Парижа, а Скипхол — от Лондона. Поэтому конкурентные преимущества обеспечивает не столько географическое местоположение аэропорта, сколько уровень развития его инфраструктуры, способность создать стабильные условия для дальнейшего развития авиаперевозчиков и качественно обслужить имеющиеся и перспективные транспортные потоки.
Совершенствование инфраструктуры российских аэропортов необходимо не только как стимул к дальнейшему развитию всей авиатранспортной деятельности в России. Дело в том, что растет конкуренция со стороны зарубежных аэропортов: неподалеку от российских границ формируются мощные транзитные узлы — киевский "Борисполь", аэропорты Риги, Ташкента и Астаны, корейский "Инчон" и другие. Понемногу они перетягивают на себя транзитные потоки, и если ничего не делать, разговоры о географическом преимуществе России останутся не более чем разговорами.

AVIA Чартер - приложение для заказа джета

Государственные приоритеты
В последнее время внимание властей к проблемам аэропортов стало повышаться. Выступая в конце марта на итоговой расширенной коллегии Минтранса, министр Игорь Левитин отметил, что стратегическим приоритетом в сфере гражданской авиации является модернизация и развитие аэропортовой инфраструктуры России. Важнейшим шагом в этом направлении должно стать создание сети из девяти высокотехнологичных пересадочных узлов (хабов), способных в долгосрочной перспективе выполнять функции узловых аэропортов. В настоящее время Минтрансом прорабатывается концепция их развития, формируется реестр приоритетных инвестиционных проектов.
Как пояснил корреспонденту АТО г-н Левитин, эти узловые аэропорты не получат от государства каких-либо преимуществ — задача в том, чтобы в первую очередь определиться с их операторами, а также заняться развитием всего транспортного комплекса в этих аэропортах, то есть обеспечить их качественным железнодорожным и автомобильным сообщением.
В области развития аэродромной инфраструктуры важнейшей задачей на сегодня является урегулирование вопросов, связанных с управлением и использованием государственного имущества, не подлежащего приватизации, формирование правовой базы для передачи данного имущества в управление частным операторам на основе механизмов и принципов государственно-частного партнерства. Для этого необходимо провести инвентаризацию, регистрацию прав и оценку не подлежащего приватизации государственного имущества, а также внести в земельный кадастр расположенные под ним земельные участки.
Неурегулированные земельные и имущественные отношения в любом аэропорту влекут за собой большие риски для стратегических инвесторов, вот почему ни в одном из проектов западных инвесторов пока нет. По мнению Игоря Левитина, существенной проблемой административной реформы стало то обстоятельство, что имуществом аэропортов занимаются сразу два ведомства — Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ) и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (ФАУФИ). В результате ответственность оказалась размыта. Поэтому двум ведомствам необходимо прежде всего разобраться в этом вопросе и договориться, где какое имущество и кому оно принадлежит.