Почему самолеты не застрахованы?

Путешествия бизнес авиацией


Илья Кабачник
,
Заместитель генерального директора ОАО "АльфаСтрахование"
Президент Российской Ассоциации авиационных и космических страховщиков (РААКС)
Последние несколько недель были не самыми удачными для авиаторов: предновогодний "затор" в Домодедово и Шереметьево и две катастрофы — в Москве и Сургуте — нанесли немалый ущерб репутации гражданской авиации России в глазах общественности.
Однако хотелось бы обратить внимание не столько на репутационные издержки, сколько на вещи материальные. СМИ регулярно рассказывают о выплате компенсаций пострадавшим пассажирам, но вопрос о материальном ущербе авиакомпаниям остается за кадром. А зря. Самолет Ту-154М "Авиалиний Дагестана", уничтоженный при аварийной посадке в Домодедово 4 декабря, не был застрахован. Стоимость воздушного судна будет просто списана авиакомпанией со своего баланса. 1 января 2011 г. в Сургуте сгорел Ту-154Б-2 авиакомпании "Когалымавиа". Самолет не был застрахован.
Может быть, это просто случайное совпадение? Взглянем на статистику.
За второе полугодие 2010 г. в России произошло шесть авиакатастроф (тяжелых авиационных происшествий, приведших к гибели людей). Помимо уже упомянутой катастрофы "Авиалиний Дагестана", это одна катастрофа с частным летательным аппаратом малой авиации в Волгоградской области, катастрофа Ан-24 в Игарке 2 августа и три катастрофы вертолетов.
Оставляя частный летательный аппарат вне рассмотрения, мы имеем шесть катастроф с 01.07.2010 по 01.01.2011 включительно, в которых погибли три самолета и три вертолета.

Из них были застрахованы один самолет и один вертолет. Причем погибший в Игарке самолет Ан-24 "Катэкавиа" был застрахован в пользу банка, поскольку являлся предметом залога по кредиту. То есть авиакомпания не получит ни копейки возмещения.
 

 

 

Страхование каско воздушного судна

02.08.2010

Ан-24

А/К "Катэкавиа"

Застрахован — в пользу банка

26.09.2010

Читайте также  S7 займется производством бизнес-джетов в Подмосковье

Ка-32

"Аэро-Камов"

Застрахован

25.11.2010

Ми-8Т

AVIA Чартер - приложение для заказа джета

ОАО "НАРЗ"

Не застрахован

19.12.2010

Ми-8Т

А/К "Ямал"

Не застрахован

04.12.2010

Ту-154М

"Авиалинии Дагестана"

Не застрахован

01.01.2011

Ту-154Б-2

А/К "Когалымавиа"

Не застрахован

Так почему воздушные суда оказываются незастрахованными?
Может быть, дело в налоговых препонах? Нет, расходы на страхование имущества, задействованного в производственной деятельности, в полном объеме относятся на производственные расходы, уменьшающие размер налога на прибыль.
Может быть, недостаток предложения? Нет, в России десятки страховых организаций, в буквальном смысле осаждающих каждого потенциального клиента.
Может быть, авиакомпании сомневаются в качестве и надежности предоставляемой страховщиками услуги? Такие опасения могут иметь место, но, имея такой широкий выбор, приложив минимум усилий, можно выбрать достойного страховщика и работать с ним. Прошли дикие времена, когда банки и страховые компании открывались и исчезали десятками и сотнями, не исполняя своих обязательств. Качество и надежность работы страховщиков существенно выросли. В 2009 г. страховщики РААКС выплатили своим клиентам в качестве страховых возмещений по авиационным рискам 2,83 млрд рублей!
Может быть, страховка не нужна, убытков не так много? Статистика говорит об обратном. Ведь помимо упомянутых катастроф, ежегодно регистрируются десятки происшествий и инцидентов, не связанных с гибелью людей, но приводящих к гибели или повреждению техники. Причем стоимостное выражение этих инцидентов постоянно растет.
По-видимому, дело все же в недостатке той самой культуры страхования, на которую часто ссылаются страховщики, сравнивая ситуацию в России и западных странах. По-прежнему руководители авиапредприятий часто надеются на авось, экономя на страховании, а затем получая многомиллионные убытки. По-прежнему многие авиапредприятия приобретают страховые полисы только в силу обязательных законодательных требований либо в силу требований банков и лизинговых компаний, то есть страхуют чужое имущество, а свое оставляют без защиты.
Страхование всегда обходится дешевле, чем не обеспеченные страхованием убытки.
Давайте страховать самолеты!

Читайте также  "Выбор DHC-6 был осознанный, мы в нем не разочаровались"