Застолбить место

Путешествия бизнес авиацией

Исторически так сложилось, что вплоть до начала 90-х гг. чешская авиакомпания Czech Airlines (CSA) работала с ориентацией на страны Восточной Европы и СССР. После "бархатной революции" и распада страны на Чехию и Словакию приоритеты сменились — авиакомпания полностью перешла на западную авиатехнику, вступила в альянс SkyTeam и перестроила свою маршрутную сеть. Однако в настоящее время CSA вновь стала целенаправленно увеличивать свое присутствие на рынке перевозок в страны бывшего СССР и его партнеров по социалистическому лагерю. Менеджмент авиакомпании позиционирует CSA как связующее звено в структуре перевозок авиакомпаний-участниц альянса SkyTeam в восточном направлении.

Большинство стран Центральной и Восточной Европы до начала 90-х гг. жили по "нашу" сторону железного занавеса, выстраивая свою политику в соответствии с интересами большого и влиятельного брата. С распадом СССР все они получили свободу самостоятельно творить собственную историю — чем незамедлительно и воспользовались, переориентировав свою экономику и политику с восточного на западное направление. Перемены не могли не коснуться и авиакомпаний этих стран. Мы уже писали о том, как воспользовалась новыми возможностями польская авиакомпания LOT Polish Airlines (см. АТО # 46, стр. 18). На этот раз внимание АТО привлек другой перевозчик из постсоветского лагеря — национальная авиакомпания Чехии Czech Airlines.

В новейшей истории обеих авиакомпаний много общего. С падением железного занавеса началось наращивание перевозок в страны Запада; прошло переоснащение парка на основе западной техники с выводом из эксплуатации самолетов российского производства; перевозчики начали активно устанавливать партнерские связи с крупнейшими авиакомпаниями Европы и, наконец, оба они присоединились к одному из глобальных мировых альянсов. И все же, несмотря на то что они двигались в одном направлении, каждая из авиакомпаний нашла собственный путь.

За плечами — 80 лет

История CSA началась с волевого решения правительства страны, осознавшего к 1923 г., что частный сектор не проявляет особого интереса к инвестициям в развитие воздушных перевозок, и при помощи Министерства обороны основавшего государственную авиакомпанию. С тех пор CSA принадлежит государству, и даже сейчас правительственные структуры контролируют большую часть акций национальной авиакомпании.

Шли годы, авиакомпания постепенно расширяла свою маршрутную сеть, наращивала объемы перевозок. Как утверждают представители CSA, этот перевозчик одним из первых вступила в IATA. В 1930 г. IATA присвоила авиакомпании очень удачный с точки зрения рекламы буквенный код "OK", под которым перевозчик летает и сегодня.

Поворотным этапом в истории Czech Airlines стали 1950-е годы, когда Чехословакию присоединили к советскому блоку. В итоге пассажиропоток в страны Запада значительно сократился, и в скором времени международные перевозки были сведены к рейсам в Скандинавские страны. Пытаясь компенсировать последствия спада на западном направлении, авиакомпания принялась развивать сеть маршрутов в пределах стран Восточного блока и СССР. В те же годы в ее парк стали поступать самолеты советского производства.

Читайте также  Деловая авиация: удержаться в воздухе

В 1989 г. в Чехословакии произошла "бархатная революция" и началась эпоха либерализации. В те годы само существование авиакомпании оказалось под угрозой: правительство дало понять, что CSA должна сама позаботиться о своем выживании. Тогда же в мировой индустрии воздушных перевозок начался спад, связанный с военной операцией в Ираке. В этих непростых условиях руководство Czech Airlines приступило к реструктуризации парка, реорганизации маршрутной сети и поиску партнера среди крупных западных перевозчиков. В 1991 г. авиакомпания получила свой первый Airbus A310, а в 1992 г. в CSA были поставлены Boeing 737 и ATR 72. Последний самолет российского производства — Ту-154 — был выведен из парка в 1999 г.

Поиск партнера также принес свои плоды. В 1992 г. французская Air France приобрела часть акций чешской авиакомпании, однако те годы были не самыми легкими для национальной авиакомпании Франции (см. АТО # 43, стр. 30), и в 1994 г. Air France продала свой пакет акций банку Czech bank. Впрочем, несмотря на первый, не слишком удачный опыт, в 2001 г. Czech Airlines вошла в альянс SkyTeam, идеологом создания которого является Air France.

В хорошей форме

В настоящее время Czech Airlines представляет собой пусть и относительно небольшую, но хорошо сбалансированную и устойчивую компанию. CSA оказалась одной из немногих авиакомпаний Европы, завершивших 2002 г. с прибылью. Результат тем более примечательный, что в прошлом году, помимо общемирового спада в индустрии воздушных перевозок, бизнес чешской авиакомпании пострадал и от природных катаклизмов. В августе 2002 г. Чехия пережила наводнение; затопленной оказалась даже часть Праги. Это был сильный удар для всей туристической отрасли страны. По данным CSA, из-за наводнений пассажиропоток уменьшился на 20%. К списку неблагоприятных факторов можно добавить и работу так называемых дешевых перевозчиков, с которыми Czech Airlines конкурирует на маршрутах в Германию, страны Скандинавии, Италию и Великобританию.

Вопреки всем этим трудностям, в 2002 г. CSA смогла в два раза увеличить чистую прибыль (с 7,8 млн долл. в 2001 г. до 14,6 млн долл.), перевезя 3,1 млн пассажиров. Результаты первого полугодия 2003 г. подтверждают хорошую форму авиакомпании. Первую половину 2003 г. перевозчик закончил с чистой прибылью в 4,1 млн долл.

Секрет благополучия Czech Airlines кроется не только в профессионализме менеджмента. Незначительное влияние мирового кризиса, от которого пострадали крупнейшие авиакомпании, можно объяснить относительно небольшим количеством трансатлантических рейсов (а ведь перевозки именно на этих маршрутах сильнее всего пострадали после 11 сентября 2001 г.). Практически не затронула бизнес CSA и эпидемия атипичной пневмонии в Азии: дело в том, что единственным пунктом назначения Czech Airlines в Азиатско-Тихоокеанском регионе является город Коломбо (столица Шри-Ланки).

Довольно спокойно менеджмент CSA отнесся и к выходу на рынок перевозок из Европы в Прагу сразу нескольких "дешевых" авиакомпаний. Руководство Czech Airlines считает, что приход "дешевых" конкурентов только стимулировал рост пассажиропотока в Прагу. Так, по данным авиакомпании, пассажиропоток CSA на маршруте Прага-Кельн вырос на 20% с появлением на этом направлении Germanwings.

Читайте также  На каспийской волне

Расширение на Восток

Массовый приход авиакомпаний-без-излишеств в Прагу связан с тем, что Чехия вот уже несколько лет практикует режим открытого неба. Государство не пытается защитить свою авиакомпанию от ожесточенной конкуренции ни с традиционными авиакомпаниями других стран, ни с более гибкими "дешевыми" перевозчиками. И хотя подобная политика не сделала жизнь менеджмента CSA проще, национальный перевозчик Чехии все-таки научился работать с прибылью и в таких условиях.

Приобретенный опыт руководство CSA планирует использовать в 2004 г. для усиления своих позиций на рынках перевозок в страны Центральной и Восточной Европы. Дело в том, что 1 мая 2004 г. в Европейский Союз вступят Польша, Чехия, Словакия, Словения, Венгрия, Эстония, Латвия, Литва, Мальта и Кипр. С присоединением к ЕС все эти страны будут вынуждены отказаться от нерыночных методов защиты своих авиакомпаний и проводить политику открытого неба.

Вот здесь-то и пригодится опыт чешской авиакомпании. Например, экс-президент CSA Мирослав Кула (отправлен в отставку осенью этого года) рассказывал западной прессе, как год назад решением властей Латвии ежедневное количество рейсов CSA в Ригу было сокращено до одной частоты. Однако присоединившись к ЕС, Латвия будет вынуждена снять эти ограничения. Благодаря этому Czech Airlines рассчитывает увеличить количество рейсов в Ригу до двух в день.

Закрепившись в регионе, менеджмент CSA планирует превратить авиакомпанию в связующее звено в маршрутной сети участников SkyTeam на направлениях в страны бывшего соцлагеря и Россию.

В ноябре 2003 г. Czech Airlines объявила и о планах расширить свою маршрутную сеть на Восток. С переходом на летнее расписание 28 марта 2004 г. CSA рассчитывает открыть рейсы в Екатеринбург и Самару (Россия), Краков (Польша), Клуж (Румыния) и Баку (Азербайджан). Руководители авиакомпании отмечают, что это крупнейшее расширение деятельности авиакомпании в восточном направлении за весь период ее работы. По словам представителей перевозчика, в настоящее время ведутся переговоры по получению лицензий на эти маршруты. Рейсы на всех новых направлениях будут выполняться на самолетах Boeing 737. В Самару CSA планирует летать три раза в неделю, в Екатеринбург и Баку — по два раза, в Краков — с частотой восемь рейсов в неделю. Перевозчик также намерен добавить еще одну частоту в неделю на маршруте в Ереван.

Массовое обновление

В маршрутной сети современной CSA преобладают ближне- и среднемагистральные направления. Объясняется это просто: у авиакомпании есть только три дальнемагистральных широкофюзеляжных Airbus A310 (третий самолет перевозчик получил недавно, весной 2003 г.). Ближнемагистральный парк состоит из 11 Boeing 737-400, 12 Boeing 737-500, трех ATR 42-300, двух ATR 42-400 и четырех ATR 72-200. Большинство самолетов взяты в операционный лизинг сроком на 10-12 лет. Исключение составляют пять самолетов Boeing 737-500, взятых в финансовый лизинг, которые перейдут в собственность CSA в 2004 г., и четыре турбовинтовых ATR 72. Кроме того, в следующем году CSA получит еще три самолета Boeing 737-400 и три ATR 42. Таким образом, общий парк авиакомпании будет насчитывать 41 самолет.

Читайте также  Эстонская авиакомпания Nordica увеличит флот до 10 самолетов

Вместе с тем, менеджмент Czech Airlines уже заявил и о куда более масштабных планах обновления парка. В ноябре 2003 г. руководство авиакомпании обнародовало программу расширения парка магистральных турбореактивных самолетов. В скором времени будет объявлен тендер, в ходе которого CSA выберет поставщика самолетов для замены существующего парка Boeing 737-400/500 и Airbus A310-300. Перевозчик объявил о планах разместить твердые заказы и опционы на 50-60 узкофюзеляжных самолетов, поставки которых должны начаться с 2005 г. и завершиться до 2014 г.

Скорее всего в 2004 г. будет проведен тендер и на выбор дальнемагистральных авиалайнеров — либо Boeing 767, либо Airbus A330. Расширение парка дальнемагистральных машин позволит авиакомпании открыть рейсы в хабовые аэропорты участников альянса SkyTeam. Так, уже известно, что с поставкой этих самолетов начнутся перевозки в Сеул (база Korean Air), Атланту и Цинциннати (оба аэропорта — хабы Delta Air Lines).

Осенью этого года авиакомпания заявила и о намерениях обновить парк турбовинтовых региональных самолетов: пять эксплуатирующихся 50-местных ATR 42-300/400 будут заменены либо более новыми самолетами этого семейства, либо их конкурентом — канадскими Bombardier Q300. Кроме того, будут взяты в лизинг еще три региональных самолета. Учитывая, что ATR 72 останутся в парке авиакомпании, общий флот региональных турбовинтовых машин составит 12 самолетов.

У авиакомпании пока нет турбореактивных региональных самолетов. Но менеджмент CSA рассматривает возможность эксплуатации 70-местных региональных турбореактивных лайнеров, которые Czech Airlines рассчитывает использовать для раскатывания новых маршрутов. В свое время CSA выступала как стартовый заказчик турбореактивного Fairchild Dornier 728. Однако с банкротством немецкого самолетостроителя CSA отменила свои заказы. Сегодня представители компании говорят о том, что они хотят изучить опыт эксплуатации регионального самолета Embraer 170 ее партнером по альянсу SkyTeam, итальянской Alitalia, прежде чем сделать выбор между Embraer 170 и Bombardier CRJ700.

Czech Airlines в цифрах

Показатели

1998 г.

AVIA Чартер - приложение для заказа джета

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002

Чистая прибыль, млн долл.

12,84

2,80

18,31

7,83

14,65

Пассажиропоток, млн чел.

1,8

2,06

2,46

2,88

3,06

Процент занятости кресел

66,3

65,8

70,4

70,85

71,18

Штат авиакомпании, чел.

3795

3876

3990

4452

4411

Источник: CSA.